Компрессия в бензиновом и дизельном двигателях: что такое и как измерить

Компрессия в бензиновом и дизельном двигателях: что такое и как измерить

Компрессия в бензиновом и дизельном двигателях: что такое и как измерить

Таким образом, степень сжатия – это конструктивная характеристика двигателя, и она не меняется по мере его износа и старения. Степень сжатия не нужно «проверять» при покупке, а знать ее нужно в основном для того, чтобы знать, какой бензин лучше заливать в бак купленной машины.

Что такое компрессия и степень сжатия и чем они отличаются

При диагностике автомобиля перед покупкой опытные автовладельцы практически всегда советуют новичкам проверить компрессию. А еще существует степень сжатия – казалось бы, схожий термин, ведь компрессия – это и есть сжатие. На самом деле это совершенно разные вещи. Давайте разберемся, что есть что, а заодно поймем, что и как нужно проверять при покупке машины.

Реклама
Что такое степень сжатия?

Начнем со степени сжатия. Как мы помним, поршень в цилиндре при работе двигателя движется вверх-вниз, имея две так называемых мертвых точки, верхнюю и нижнюю. Так вот, степень сжатия – это отношение между двумя объемами: полным объемом цилиндра, когда поршень находится в нижней мертвой точке, и объемом камеры сжатия, когда поршень находится в верхней мертвой точке. То есть степень сжатия – это математическое отношение, которое показывает, во сколько раз топливовоздушная смесь (или воздух, если речь о дизеле) сжимается в цилиндре при работе мотора.

Степень сжатия – одна из базовых характеристик любого двигателя, и закладывается она на стадии проектирования. У бензиновых моторов она ниже, чем у дизельных: в среднем от 8:1 до 12:1 у первых и от 14:1 до 23:1 у вторых. Дело в том, что работа дизельного мотора предполагает самостоятельное воспламенение топливовоздушной смеси от сжатия, а в бензиновом моторе смесь в каждом такте поджигается свечой зажигания. Однако в целом по мере развития технологий двигателестроения степень сжатия в моторах росла. Причина проста: повышение степени сжатия позволяет увеличить КПД мотора, получая больше мощности при том же рабочем объеме и расходе топлива. Собственно, с ростом степени сжатия связано и применение более высокооктановых бензинов.

Таким образом, степень сжатия – это конструктивная характеристика двигателя, и она не меняется по мере его износа и старения. Степень сжатия не нужно «проверять» при покупке, а знать ее нужно в основном для того, чтобы знать, какой бензин лучше заливать в бак купленной машины.

Что такое компрессия?

Если степень сжатия – параметр математический и неизменный, то компрессия – характеристика изменяемая. Компрессия – это давление, создаваемое в цилиндре в конце такта сжатия, когда поршень идет от нижней мертвой точки к верхней, сжимая воздух или топливовоздушную смесь. Давление в цилиндре в момент, когда поршень достиг верхней мертвой точки – это и есть компрессия. Можно подумать, что компрессия фактически должна быть равна степени сжатия – ведь она тоже показывает разницу давления в цилиндре при двух положениях поршня – верхнем и нижнем. Однако на самом деле компрессия оказывается значительно выше. Ведь воздух при резком сжатии нагревается, что означает увеличение давления. А еще он нагревается от горячих стенок цилиндра, ведь рабочая температура двигателя гораздо выше температуры окружающей среды. Таким образом, компрессия, конечно, зависит от степени сжатия, но не равна ей. И именно компрессию замеряют при диагностике двигателя, чтобы оценить его техническое состояние.

Читайте также:  Установка карбюратора: процесс замены и подключения

Реклама
Как замеряют компрессию?

Замер компрессии проводится с учетом перечисленных выше условий: на полностью прогретом двигателе и при полностью открытой дроссельной заслонке, отвечающей за подачу воздуха в цилиндр. Разумеется, горение топлива для замера компрессии не нужно, в цилиндре сжимается только воздух. Так что подачу топлива отключают, а свечу зажигания (или накаливания, если речь идет о дизеле) выкручивают, а на ее место вкручивают шлаг компрессометра. Компрессометр – это прибор для измерения компрессии. Он фактически представляет собой манометр, подключаемый трубкой к цилиндру и оснащенный обратным клапаном, чтобы не сбрасывать измеренное давление.

Зачем измерять компрессию?

Замер компрессии позволяет оценить исправность и техническое состояние двигателя. Во-первых, после замера можно сравнить соответствие полученного результата заводским параметрам – то есть оценить компрессию в имеющемся двигателе по сравнению с новым. Во-вторых, низкий показатель компрессии означает наличие проблем с мотором, ведь он сигнализирует о том, что воздух «утекает» из камеры сгорания, а при работе мотора из нее будут прорываться раскаленные газы. Причин может быть довольно много: поршневые кольца, повреждения седел клапанов и самих клапанов, негерметичность прокладки ГБЦ и даже трещина в самом поршне. Ну а в-третьих, важна не только сама величина компрессии, но и ее равномерность во всех цилиндрах двигателя. Если компрессия в одном или нескольких цилиндрах ниже, чем в других, это говорит о неравномерном износе и наличии проблем.

Таким образом, замер компрессии – одна из простых, но эффективных методик оценки исправности и общего технического состояния двигателя. Он позволяет быстро отсеять заведомо «мертвые» моторы, имеющие проблемы с цилиндропоршевой группой, клапанами и так далее. Поэтому замер компрессии можно и нужно проводить при диагностике практически любого автомобиля перед покупкой.

Для заключения о необходимости ремонта «сердца мотора» следует проанализировать разницу давления в цилиндрах, а также учесть другие важные показатели, о которых упоминалось выше. Чтобы узнать оптимальную компрессию для автомобиля, нужно заглянуть в технические характеристики машины.

Признаки снижения компрессии

Единица измерения компрессии двигателя — атмосфера, также показатель давления сжатия в цилиндре может вычисляться в паскалях, килограммах на сантиметр. Если полученные в ходе диагностики цифры соответствуют техническим характеристикам, заявленным производителем, то мотор работает в оптимальном режиме.

Читайте также:  Характеристики, типы и принцип работы автомобильных генераторов

Снижение уровня компрессии проявляется в следующих признаках:

  • увеличивается расход топлива;
  • появляется черный или синий дым выхлопа;
  • во время движения слышатся хлопки и удары;
  • машина с трудом заводится;
  • деформируется клапан;
  • засоряется воздушный фильтр;
  • появляются трещины в головке блока цилиндров;
  • неустойчиво работает двигатель на низких оборотах.

При обнаружении указанных признаков необходимо произвести диагностику автомобиля.

Как проверить компрессию без компресометра

Как измерить компрессию двигателя?

Одна из причин снижения мощности автомобиля — уменьшение компрессии двигателя. Если компрессия в норме — двигатель находиться в хорошем работоспособном состоянии. А вот её уменьшении говорит о возможной неисправности.

В данной статье поговорим, как проверить компрессию в цилиндрах двигателя своими руками с помощью компресометра и без него.

Как проверить компрессию без компресометра

Есть два способа для измерения компрессии, которыми вы можете воспользоваться: точное измерение — компрессометром и приблизительное — вручную. Для последнего способа измерения требуются определенный навык, но в то же время нет ничего сложного и в нем.

измерение компрессии своими рукамиВыверните все свечи, кроме свечи первого цилиндра, и проворачивайте коленчатый вал двигателя до тех пор, пока в первом цилиндре не закончится такт сжатия (определить это можно по совпадению меток). Затем поочередно ввертывайте свечи в другие цилиндры и также проворачивайте коленчатый вал. Понять, в каком цилиндре компрессия понижена, можно, сравнивая усилия, прилагаемые для прокручивания коленвала.

Согласен, что это довольно условное измерение, т.к. оно связано с субъективными особенностями человеческой физиологии. Поэтому предпочтительней воспользоваться компрессометром. Необходимое значение компрессии для своего автомобиля вы можете узнать из техпаспорта.

Как измерить компрессию с помощью компрессометра?

Заведите автомобиль и прогрейте до рабочей температуры.
Выверните свечи зажигания.
Попросите помочь, т.к. обязательным условием измерения является полное открытие дроссельной заслонки, а помощник будет включать стартер, до конца выжав педаль газа.
Наконечник компрессометра плотно вставить в отверстие свечи зажигания, убедитесь, что соединение надежно.
Включите стартер и «крутите» двигатель, пока показания манометра не прекратят расти (обычно 2-3 секунды). Проверка компрессии в цилиндрах выполняется только при полностью заряженном аккумуляторе.
Выключите стартер, считайте показания прибора. Измерение производится во всех цилиндрах.
Не забывайте удалять воздух из компрессометра после каждого замера. Если у вас получились данные, отличающиеся от нормы, повторите измерения на данном цилиндре.

Читайте также:  Бендикс стартера: устройство и принцип работы, способы замены и основные неисправности

Разница показателей компрессометра между цилиндрами не должна превышать 10% от максимального показателя. Таким образом, падение компрессии на 15 % в данном цилиндре свидетельствует об износе поршня, цилиндра, поршневых колец или клапанов. Продолжительная эксплуатация двигателя с таким цилиндром ведет к усиленному износу и возможному ремонту двигателя.

Посмотреть таблицу результатов измерения компрессии можно ниже…

Что делать, если вы не знаете нормативных данных, приблизительный показатель нормативной компрессии для двигателя вашего автомобиля можно рассчитать по формуле:

Компрессия (кгс/см2) = степень сжатия * коэффициент Х

Степень сжатия всегда записывается в технической характеристике двигателя. Коэффициент Х зависит от вида двигателя:

Х = 1,2-1,3 для бензиновых двигателей;

Х = 1,7-2 для дизельных двигателей.

Компрессия в новых автомобилях или в находящихся в хорошем состоянии должна соответствовать данных завода-изготовителя или данным, следующим из указанной выше формулы.

Проверка компрессии и износ поршневых колец

Потеря компрессии в цилиндрах двигателя зависит от состояния деталей мотора и в частности от износа поршневых колец. Есть один способ проверить техническое состояние колец. Назовем этот вариант «масляная проверка». Для данного вида определения неисправностей нам и потребуется ранее упомянутые в инструментах шприц и машинное масло.

Впрысните в те цилиндры, где компрессия понижена, 10-30 мл моторного масла. Закройте свечное отверстие, сделайте несколько оборотов коленвала, чтобы масло распространилось по цилиндру, а затем снова измерьте компрессию.

Теперь необходимо сравнивать показания компрессометра до и после.

Если компрессия значительно повысилась или очень близка к норме, значит, негерметичны вследствие износа как правило поршневые кольца, поршни, цилиндры.
Если компрессия повысится незначительно — негерметичны клапаны и поршневые кольца или повреждена прокладка головки блока цилиндров.
Если компрессия осталась неизменной, значит, негерметичны клапаны и требуется притирка клапанов.

Результаты измерения компрессии и их результат

Основное правило, которое следует помнить: в большинстве случаев результаты замеров компрессии являются относительными. Это значит, что в первую очередь необходимо опираться на разницу в значениях компрессии у различных цилиндров, а не на саму ее абсолютную величину.

Источник — https://yandex.ua/turbo/comp-plus.ru/s/uborka/kak-pravilno-chistit-interkuler?sign=b2164819ad9bf92caeddd624b3aacf73862f74638e5481a8fb6fe605f63b4bbb:1625779883&parent-reqid=1625779883615109-12821288179720928120-balancer-knoss-search-yp-vla-9-BAL-5305&lite=1

Источник — https://yandex.ua/turbo/ilifia-club.ru/s/to/kak-promyt-interkuler-vnutri.html?sign=0a0dd0d91bbbad726a20246eae1cbd6ddc1467ad5b860d7d206475a26af28d3c:1625779883&parent-reqid=1625779883615109-12821288179720928120-balancer-knoss-search-yp-vla-9-BAL-5305&lite=1

Источник — https://swapmotor.ru/ustrojstvo-dvigatelya/interkuler.html

Источник — https://yandex.ua/turbo/autodromo.ru/s/articles/zamena-prokladki-poddona-kartera?sign=728d3fb5d5dfb7538390e63c7de470fba1945e421d5a722f090151de4f298ba6:1625779888&parent-reqid=1625779888305590-7747822168469871505-balancer-knoss-search-yp-vla-4-BAL-2267&lite=1

Источник — https://yandex.ua/turbo/tuning-mg.ru/s/dvigateli/zamena-prokladki-poddona-dvigatelya.html?sign=12bc21747dc3ae0888f9e965eb8b769402fae0469ace7f1b7c9e88be37aa8420:1625779888&parent-reqid=1625779888305590-7747822168469871505-balancer-knoss-search-yp-vla-4-BAL-2267&lite=1

Источник — https://topmekhanik.ru/kak-zamenit-prokladku-poddona-kartera/

Источник — https://yandex.ua/turbo/pcgroup.ru/s/blog/primenenie-elektrolitov-kislotnye-i-schelochnye-elektrolity/?sign=79b621d36601490f0aac8b4007e547765b8789949e226d36f08999724b7afdcc:1625779892&parent-reqid=1625779892302941-698106273937841432-balancer-knoss-search-yp-vla-13-BAL-1977&lite=1

Источник — https://auto-gl.ru/paru-slov-o-schelochnom-elektrolite/

Источник — https://yandex.ua/turbo/sto-tolyatti.ru/s/sovety/elektrolit-shchelochnoj.html?sign=e8b60f7518f6a94b6fd5ecb9b5a223a3dce33ec5cbb8f737ff13ee8bf658753a:1625779892&parent-reqid=1625779892302941-698106273937841432-balancer-knoss-search-yp-vla-13-BAL-1977&lite=1

Источник — https://yandex.ua/turbo/fastmb.ru/s/soveti_auto/2095-glavnye-prichiny-i-posledstviya-peregreva-dvs.html?sign=f159eea422604dd0bdd326f12d032e4a46cda1fa75a1406f15e557483c3f2d45:1625779896&parent-reqid=1625779896917010-3057635314363802678-balancer-knoss-search-yp-vla-1-BAL-3829&lite=1

Источник — https://yandex.ua/turbo/favorit-motors.ru/s/articles/ekspluataciya-avto/peregrev-dvigatelya/?sign=088b81114dcf9d2b974d2a33c5665d919dea3d2cb942b1b7c8c21108cd4e439c:1625779896&parent-reqid=1625779896917010-3057635314363802678-balancer-knoss-search-yp-vla-1-BAL-3829&lite=1

Источник — https://yandex.ua/turbo/dixtorg.ru/s/problemy/zakipel-dvigatel-prichiny.html?sign=b3427b22d308a1b1ab626b3e21474358b5d9a435b36378353958996aef533ec2:1625779896&parent-reqid=1625779896917010-3057635314363802678-balancer-knoss-search-yp-vla-1-BAL-3829&lite=1

Источник — https://yandex.ua/turbo/drive2.ru/s/b/899168/?sign=f4492df934b09ca2088ce0bc52c875bb41ed7de0ed2c59408863444bf5165f17:1625779901&parent-reqid=1625779901070445-4653453046698805935-balancer-knoss-search-yp-vla-1-BAL-9589&lite=1

Источник — https://yandex.ua/turbo/life-with-cars.ru/s/remont-v-garazhe/dvigatel/pravilnaya-raskoksovka-dvigatelya-sredstva-sposoby-hitrosti/?sign=2a6d9a52cd175dcdc16ee806feab1c52126b87449758f20542923065c8164cf6:1625779901&parent-reqid=1625779901070445-4653453046698805935-balancer-knoss-search-yp-vla-1-BAL-9589&lite=1

Источник — https://yandex.ua/turbo/autotopik.ru/s/obuchenie/552-raskoksovka-dvigatelya.html?sign=77e4878bce92800a433398e21b3afb4b57c59fef9de291bf76c1d7f8675a7c34:1625779901&parent-reqid=1625779901070445-4653453046698805935-balancer-knoss-search-yp-vla-1-BAL-9589&lite=1

Источник — https://yandex.ua/turbo/truescooters.ru/s/motor-avto/kak-zamenit-shkiv-kolenvala.html?sign=defa9167096d8be516ac9fcdab088863c9488ad24b5a6b9887716946398944ba:1625779959&parent-reqid=1625779959175942-15143357318034934038-balancer-knoss-search-yp-vla-9-BAL-793&lite=1

Источник — https://yandex.ua/turbo/fb.ru/s/article/464014/zamena-shkiva-kolenvala-instruktsiya-instrumentyi-poryadok-rabot?sign=b972f386f5a09a877ad7faf82e7f6e6646cc3db4d65e7748a8c577a01d9da32e:1625779959&parent-reqid=1625779959175942-15143357318034934038-balancer-knoss-search-yp-vla-9-BAL-793&lite=1

Источник — https://yandex.ua/turbo/avto-idea.ru/s/remont/shkiv-kolenvala-kak-otkrutit-dempfernyy-i-obychnyy-moment/?sign=e4f3a00179ccc2a8c72688f30187abdca306dc8b7c38304246128c914db37d80:1625779959&parent-reqid=1625779959175942-15143357318034934038-balancer-knoss-search-yp-vla-9-BAL-793&lite=1

Источник — https://yandex.ua/turbo/kolesa.ru/s/article/chto-takoe-kompressiya-i-stepen-szhatiya-i-pochemu-eto-ne-odno-i-to-zhe?sign=eeaf587dbcc2e9c731eea650ed3467a8ad14e8464c5ed3bf149110c8b11ad326:1625779963&parent-reqid=1625779963395627-8488791987202732920-balancer-knoss-search-yp-vla-3-BAL-5811&lite=1

Источник — https://yandex.ua/turbo/service-vao.ru/s/articles/izmerenie-kompressii-v-dvigatele/?sign=56a7dc0874d56eb921151a319cd483a9219b32a3ffffe27f419564d9b6003f42:1625779963&parent-reqid=1625779963395627-8488791987202732920-balancer-knoss-search-yp-vla-3-BAL-5811&lite=1

Источник — https://yandex.ua/turbo/drive2.ru/s/b/2532298/?sign=f600e889eb7c4bef3b01b6bc2f4b7fd157ea682c4c2c6e1b5ab55ff481c39cf0:1625779963&parent-reqid=1625779963395627-8488791987202732920-balancer-knoss-search-yp-vla-3-BAL-5811&lite=1

Ссылка на основную публикацию